ЛЕКЦИЯ 1

Что такое созависимость.

Созависимость – это психическое состояние родственников больных зависимостью. Болезнь химически зависимого становится стрессом для всех членов семьи. Они оказываются зависимыми от его состояния, от того, когда, что и сколько он употребляет.

При этом симптомы созависимости зеркально отражают симптомы зависимого поведения.

1.Занятость мыслей предметом зависимости.

При созависимости этим предметом является сам зависимый. Родственникам приходится постоянно думать, что делать, как вытащить его из употребления. Они перестают думать о себе и думают только о нем. Отношения с ним становятся смыслом их жизни, а спасение его от пьянства или наркотиков – главной жизненной задачей. Созависимый использует отношения также, как зависимый –употребление: чтобы забыться, уйти от себя, от своих проблем.

2.Утрата контроля.

Зависимый пытается контролировать количество употребления, а созависимый пытается контролировать жизнь зависимого человека. Но каждый раз эти попытки оканчиваются неудачей. Таким образом, родственник теряет контроль и над собственной жизнью. У него, как и у зависимого, возникают резкие перепады настроения – от безнадежности к надежде, и опять к панике и отчаянию.

Контроль может быть как прямым, так и косвенным. Прямой – это приказы, повелительный тон. Косвенный – это угрозы и запугивания, упреки, критика, навешивание ярлыков, принижение значимости проблемы и чувств. Контроль может также маскироваться под ласку и уговоры – с целью добиться своего.

3.Отрицание как форма психологической защиты.

Зависимый человек отрицает свою зависимость, а созависимый отрицает, что у него самого есть какие-то психологические проблемы. Чтобы контролировать другого, надо прятать свои негативные чувства – гнев, обиду, раздражение, заменять их на более «благовидные». Контроль за проявлением собственных чувств приводит к общей потере способности чувствовать. Созависимый член семьи отрицает чувства, которые вызывают душевную боль – чувство вины, неверие в себя, ощущение жизненного краха.

Созависимый до последней возможности отрицает также факт алкоголизма или наркомании, пускается в объяснения, оправдывает зависимого. Создается паутина лжи, неуверенности, растут претензии, агрессивность в отношениях. Созависимость – это прогрессирующее состояние, приводящее к депрессиям, соматическим заболеваниям, гипертонии, головным болям и т.д. Созависимый забывает о своем теле, как бы «покидает» его, концентрируясь на другом человеке. И тело реагирует на это болезнями. Останавливается личностный и духовный рост, возрастает чувство одиночества, социальной изоляции, так как стыдно признаться окружающим. Созависимому члену семьи нужно эмоциональное отрезвление.

Упражнение.

1.Рассмотреть признаки созависимости на примере конкретной семьи.

2.Что можно и нужно контролировать в своей жизни, а от чего можно отказаться?.

3.Каковы выгоды от прекращения контролирования другого человека?

ЛЕКЦИЯ 2.

Дисфункциональная семья. Травматический треугольник.

Любая семья, в которой есть человек с химической зависимостью, является дисфункциональной. Созависимость – это результат жизни в дисфункциональной семье.

Признаки дисфункциональной семьи.

1.Закрытость. Все держат секрет семьи, поддерживают фасад благополучия, стыдятся проблем зависимости.

2.У всех членов семьи – конфликтные отношения, претензии друг к другу. Никто не хочет нести ответственность, никто не может попросить помощи для себя, свои проблемы отрицаются и проецируются на других членов семьи. Поэтому нарушаются личностные границы каждого. В такой семье люди не способны отличить свои мысли и чувства от мыслей и чувств других. Они не доверяют своим желаниям и чувствам и думают, что другие знают, что для них лучше. Происходит змоциональное заражение: если один зол, то раздражение у всех.

Тип отношений в такой семье. Есть кто-то, кто берет на себя доминирующую роль, отдает приказы, критикует, стремится подавить волю остальных. Это позиция Преследователя. Тогда другой человек оказывается в позиции Жертвы. Жертва жалуется, взывает о помощи. Тогда кто-то из членов семьи берет на себя роль Спасателя. Спасатель поддерживает Жертву и обвиняет Преследователя. Так возникает «ловушка созависимости», так называемый драматический треугольник Карпмана. Члены семьи могут поочередно находиться в каждой из ролей. Каждый стремится к выигрышу – получению внимания и заботы – и не получает ее.

В роли Спасателя член семьи не оказывает реальную помощь другому человеку, а самоутверждается, демонстрирует свою незаменимость, снимает с другого человека ответственность за его поступки. Он хочет благодарности за свои благодеяния, но получает в ответ лишь отвержение – и переходит на позицию Жертвы.

Преследователь осуществляет свою роль с помощью насилия. Виды насилия – физическое, сексуальное, психологическое (эмоциональное), моральное. При этом Преследователь-насильник оправдывает свою роль тем, что это «для твоего же блага».

Роль Жертвы – это позиция маленького ребенка, находящегося в травматической ситуации, которая затем воспроизводится как в подростковом возрасте, так и у взрослого. Он является жертвой насилия. Жертва защищается, приспосабливается к невыносимым условиям. Способы защиты: 1.Конформизм,угодливость, лживость – Жертва оказывается от себя, «выращивает» ложную личность.2. Отрицание реальности насилия, идеализация своих гонителей. 3.Роль Перфекциониста, семейного героя. Жертва старается делать все лучше всех, чтобы избежать претензий.4. Роль Бунтаря, когда Жертва втянута в бесконечное сражение с различными агрессорами. 5.Роль Воплощенного Спокойствия, когда Жертва отстраняется, становится бесчувственной. 6.Роль Шута, когда все переводится в шутки,насмешки.7.Роль Мученика, когда Жертва все время жалуется, но несет свой тяжкий крест.

В дисфункциональной семье все эти роли являются манипуляциями с целью изменить поведение другого члена семьи, вызвать желательные для себя чувства.

Правила в такой семье: «не доверяй, не говори, не чувствуй». Ситуация может существенно улучшиться, если хотя бы один ее член начнет выздоравливать от созависимости, откажется от манипуляций.

Домашнее задание. Вспомнить ситуацию, связанную с близким человеком: то, что было сделано по ее исправлению. Чего было больше – помощи или «спасательства»?

ЛЕКЦИЯ 3.

Формирование созависимости в детском и подростковом возрасте.

Ребенок рождается беспомощным и полностью зависимым от матери. Между ними устанавливается очень тесная физическая и эмоциональная связь, которая называется симбиотической. Если этот период проходит благополучно, ребенок чувствует себя в безопасности, у него развивается базовое доверие к окружающему миру. В этом случае к 2-3 годам он готов самостоятельно исследовать окружающий мир. Это возраст психологического рождения, когда ребенок уже может быть относительно независим от матери. Он может самостоятельно передвигаться, развивается речь, появляется ощущение своего Я.

Но если зависимость ребенка от матери не уменьшается по мере взросления, психологического рождения не происходит, или оно идет по неправильному пути. Причиной может быть сознательное или бессознательное отвержение ребенка матерью, разлука по объективным обстоятельствам. Тогда у маленького ребенка возрастает тревога, он начинает цепляться за мать.

Многие характеристики созависимого человека сходны с чертами 2-3х летнего ребенка, который психологически еще не отделился от матери. Он зависим от ее чувств, не знает, что для него хорошо и что плохо, полагается на маму, предоставляет ей заботиться о нем. Но в созависимости видны черты не просто очень маленького, но и сильно травмированного ребенка. У него не было чувства безопасности в младенческом возрасте, а был груз потерь, разлук, негативного отношения со стороны взрослых, насилия. Чтобы выжить, ребенку надо было приспосабливаться: забыть о своих чувствах и ловить настроение окружающих, манипулировать ими, становясь в позицию Жертвы (Мученик, Бунтарь, Шут и т.д.).

Такой ребенок боится отделиться от матери, потому что это означает ужас одиночества и беспомощности. Но он не может чувствовать близость к матери, потому что боится, что она его поглотит, он не будет существовать как самостоятельная личность. Эти противоречивые чувства проявляются потом и в отношениях с зависимым человеком.

В подростковом возрасте человек психологически рождается в социум, он эмоционально отделяется от семьи. Теперь его интересы и цели лежат вне семьи. Если родители пытаются удержать подростка в симбиотической связи, возникает тревога разделения. Чтобы снизить тревогу, подросток ищет опору в группе сверстников. Его привлекают тоталитарные группировки с четкой внутренней структурой и иерархией. В них можно отыгрывать те роли, которым он научился в дисфункциональной семье. А таких группировках циркулируют алкоголь и наркотики, то есть возникает риск зависимости. Так созависимый подросток может стать химически зависимым, и круг повторяется.

Профилактика употребления в этих ситуациях — это прежде всего выход из созависимых отношений с подростком, отказ от роли Преследователя. Если отношения накаляются,обращайтесь к психологу. Чем меньше возраст ребенка, тем эффективнее и быстрее будет результат. Координаты психолога см. в разделе «Сотрудники центра Метанойя».

Домашнее задание. Опишите историю жизни одного из членов  вашей семьи – как формировалась созависимость.

ЛЕКЦИЯ 4

Как выбираться из созависимости.

Выздровление от созависимости – это процесс, который требует много времени и сил.

Это личное выздровление каждого члена семьи. Созависимые проходят процесс взросления во взрослом возрасте. Это очень болезненно.

1 этап – это отказ от отрицания и осознание проблемы. Этому может способствовать семейный кризис, когда отрицать уже невозможно, созависимый оказывается лицом к лицу с реальностью. Поддержать его может обращение к 12-и шаговой программе для родственников зависимых Ал-Анон, посещение групп.

2 этап. При осознавании проблемы защитные механизмы созависимого могут рухнуть, боль, гнев, обида прорываются наружу. Начинается процесс осознания собственной жизни. Реальная оценка ситуации помогает освободиться от страха, появляется надежда на выздровление, поиск ресурсов как внутренних, так и поддержки в ближайшем окружении.

3 этап. Начинается практическая работа над своими проблемами. Человек отказывается от прежних стереотипов поведения.

А. Отказ от ненависти к себе, умение принимать себя. Важно простить себя за все ошибки, учиться доставлять себе удовольствия, заботиться о себе:о своем теле, о своих чувствах, о своем духовном росте.

Б. Отказ от игры во власть и руководство. Нельзя управлять отношениями лишь силой воли. Облегчение приносит признание того факта, что твои возможности ограничены. Ответственность за употребление возвращается зависимому члену семьи. Доверие жизни, судьбе, вера в божественную силу помогают отказаться от контролирования других людей.

В. Отказ от ролей созависимости. Отказ от роли Жертвы – это переход от пассивности к активной позиции. Это развитие способности защищать себя, свои личностные границы, осознание своих собственных прав, умение отдыхать. Член семьи осознает свои права, ставит свои собственные цели. Отказ от роли Спасателя – это умение просить, принимать помощь, оказывать помощь только в том случае, если о ней просят. Происходит переход от созависимости к взаимозависимости.

Г. Отказ от замораживания своих чувств. Любые негативные чувства имеют право на существование. Страх и неуверенность, гнев, стыд, обида, чувство одиночества, вина, бунтарство и апатия ослабляются после того, как они пережиты во всей полноте. Член семьи может отказаться от черно-белого восприятия окружающего мира и переживать все оттенки удовольствия.

4 этап. Реинтеграция – изменения приводят к новой целостности. Появляется ощущение внутренней наполненности, свободы, принятие себя, стремление к счастью. Созависимый становится на путь выздровления.

Трудности на этом пути: 1 –Внутренний негативный диалог, в котором проявляются субличности Внутреннего Критика, Саботажника.

2 – препятствия на пути осознавания проблем: измененное состояние сознания, которое проявляется в растерянности, запутанности, человек не знает, что ему делать, что ему хочется.

Упражнение. Составьте список позитивных высказываний о себе.

Домашнее задание.       

Вопросы для самодиагностики по созависимости.

1.Стараетесь ли вы решать все проблемы сами, ни на кого не рассчитывая?

2.Миритесь ли вы с неудобствами, разочарованием и болью, потому что у вас нет выбора?

3.Считаете ли вы, что в ваших несчастьях виноваты другие люди и их поступки?

4.Берете ли вы на себя ответственность за то, что происходит с близкими?

5.Заставляете ли вы себя больше работать?

6.Стараетесь ли быть хорошими для всех?

7.Отрицаете ли вы, что близкий человек болен зависимостью от химических веществ(или от азартных игр)?

8.Чувствуете ли себя виноватым в том состоянии, в котором находится близкий человек?

9.Даете ли вы ему деньги?

10.Бывают ли у вас колебания от апатии, смирения с собственной участью к уверенности, что все можно изменить к лучшему?

11.Часто ли вам бывает стыдно за поступки близкого человека?

12.Часто ли вы испытываете беспокойство и страх за будущее?

13.Бывают ли у вас вспышки ярости, гнева на близких?

14.Гордитесь ли вы своими способностями справляться с любыми трудностями?

15.Есть ли у вас проблемы с перееданием?

16.Зависит ли ваше настроение от хорошего отношения к вам близких?

17.Ждете ли вы от окружающих одобрения за свои действия?

18.Забываете ли вы о своих увлечениях и интересах ради интересов и нужд других людей?

19.Стали ли вы меньше общаться с людьми, чтобы решать проблемы близких?

20. Считаете ли вы, что всегда знаете, как надо поступать, и что чаще всего правы в своих решениях?

Если вы ответили положительно больше чем на половину вопросов, значит, вы попали в ловушку созависимости.


Литература по проблеме созависимости.

  1. Битти М. Алкоголик в семье, или Преодоление созависимости. Пер.с англ. М.,Физкультура и спорт,1997.

  2. Емельянова Е.В. Кризис в созависимых отношениях. Речь, СПб.,2008.

В 1-й части: «Созависимость и семья» говорится об эмоциональной созависимости, о взаимодействии психологических территорий взрослого и ребенка от рождения до юности. Даются психологические портреты людей, создающих созависимые отношения: люди с комплексом самоуничижения, мученичества, с садистскими наклонностями, с комплексом нарциссизма, с ненасытной жаждой любви. Наркотическая созависимость определяется как злокачественная. Во 2-й (основной) части - вопросы, связанные с оказанием индивидуальной психологической помощи созависимым клиентам: оказание помощи при переживании острого кризиса, горя, процесс скорби; помощь в ситуации трудного выбора; психотерапия созависимости.

  1. Коулмен П. Как сказать ребенку о… .Институт психотерапии, М., 2002.

  2. Котляров А.В. Другие наркотики. Психотерапия, М., 2006.

Описываются нехимические зависимости: зависимость от азартной игры, от секса, от внешности, от пищи, от работы, от денег, от работы, от шопинга, от мобильной связи, от компьютера, от телевизора, от рекламы, от идеологий. Указываются специфические особенности каждой из них, вопросники для самодиагностики. Автор понимает зависимость как ограничение выбора и предпочтение ложной цели. Поэтому избавление от зависимости – выбор своих истинных целей в жизни. Пример медитации на работу: «я больше, чем моя работа, работа – место приложения и развития моих способностей. Я – самый ценный инструмент на моей работе. Я ничего не доказываю своей работой. Я получаю удовольствие и развиваюсь. Я вне конкуренции, манипуляций, интриг. Я вне перегрузок, спешки, безделья…»

  1. Литвиненко В.И. В тени зависимой семьи (детские и подростковые проблемы). Полтава, 2001.

  2. Максимова Н.Ю. Психологическая профилактика алкоголизма и наркомании у енсовершеннолетних. Уч.пособие, Феникс, Ростов-на Дону, 2002.

  3. Майер и др. Выбираем любовь. М.,2004.

  4. Москаленко В. Зависимость:семейная болезнь. М.,Пер Се, 2004.

В 1-й части описана психология зависимости, на конкретных случаях иллюстрируются проблемы семей больных алкоголизмом. Во 2-й части приводятся характеристики созависимости, рассматриваются невесты алкоголиков, даются ответы на вопросы: «как они находят друг друга?», «почему они не разводятся?», «как не следует вести себя жене алкоголика?». Лики созависимости: избиваемая жена, жена-мамочка, жертва-великомученица, бедная больная женщина, жена-угодница, жена-девочка, жена-стерва. В 3-й части - признаки дисфункциональной семьи, как в детстве происходит формирование созависимости. В 4-й части - преодоление созависимости. Автор основывается на 12-и шаговой программе. Расписана подробнейшая программа работы по 13 темам: «Работа с чувствами», «Контролирующее поведение», «Отстранение», «Границы», «Родительская семья», «Работа с утратой», «Избавление от психологии жертвы» и т.д.

  1. Норвуд Р. Надо ли быть рабой любви. 1994.

  2. Стептон Пил, Арчи Бродски. Любовь и зависимость. Институт общегуманитарных исследований, 2005.

Проводятся параллели между любовной и опиатной зависимостью. Любовь как зависимость рассматривается на примерах многих реальных супружеских пар. Расматривается детство и юность зависимого от отношений, влияние общества.В качестве избавления от любовной зависимости предлагается осознавание и оценка своих болезненных отношений, решение измениться, слом старых привычек в отношениях, разработка стратегий саморазвития. «Цель – это не исправление наших дефектов, а осуществление наших идеалов»(с.348).

  1. Теренс Т., Горски М., Миллер. Оставаться трезвым.

На стр. 37 изложены признаки срыва у созависимых.

12.Уайнхолд Б., Уайнхолд Д.. Освобождение от созависимости. М.,Класс, 2002.

Авторы рассматривают созависимость не как первичную болезнь, а как незавершенность стадий развития в раннем детстве – стадии психической автономии 2-х – 3х лет. Дается характеристика созависимых, возникновение ложного «я», понимание причин созависимости. Выход из созависимости – самостоятельная работа над собой: выполнение письменных упражнений, ведение дневника, дыхательные упражнения, работа с зеркалом. 1-й шаг – осознание своего зависимого поведения.2-й – устранение ненависти к себе, устранение силовых игр и манипулирования, умение просить то, что хочешь, научиться чувствовать, определить собственные личностные границы, научиться близости, исцелить «внутреннего ребенка».

13.Шорохова О.А. Жизненные ловушки зависимости и созависимости. Спб.,Речь, 2002.

Автор – мать наркомана, предолевшая созависимость, психолог-консультант. Приводится вопросник для самодиагностики по созависимости. Предлагается исследовать свой внутренний мир, выделить свои субличности, то есть такие части «Я» как Соглашатель, Униженный, Совершенный, Мученик и т.д.Упражнения для самоисследования взяты из книги Дж. Рейнуотер «Это в ваших силах».

14. Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи. Книга для педагогов и родителей. М.,ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006.

Автор выделяет два типа неблагополучных семей: с открытой и скрытой формой неблагополучия. К первому типу относятся дисфункциональные семьи с алкогольной зависимостью. Описывается психология ребенка из такой семьи, который живет в атмосфере скрытности, посланий с двойным смыслом, чувствует себя виноватым в конфликтах и ссорах родителей, разочаровывается в них, слишком быстро взрослеет. Он является объектом физического, психологического и сексуального насилия, пренебрежения. У него пониженная самооценка. Часто он живет в мире фантазий, придумывает мифы, помогающие выжить.

Внутренне неблагополучные семьи: «недоверчивая», «легкомысленная», «хитрая» семья, семья, ориентированная на успех ребенка. «Пограничные» семьи- это семьи с детьми-инвалидами, «семья –крепость», семья с антисексуальной идеологией, «семья-театр».

Рассматривается неполная семья как фактор психологического неблагополучия ребенка.

Например, «К.Деннехи обнаружила связь потери родителя в детском возрасте с алкоголизмом и наркоманией у взрослых. Риск заболеть алкоголизмом связан у мужчин с потерей обоих родителей, у женщин – с потерей только матери. Наркомания среди мужчин связана с потерей отца, среди женщин – со смертью матери» (с. 158).

Семейные проблемы описаны очень подробно, но четкой программы коррекции нет.