Программа 12 шагов - Часть 4

 

 

 

 

 

2. Сотрудничество православной церкви и программы "12 шагов".

Мы знаем, что опыт многих московских приходов свидетельствует о положительном сотрудничестве с двенадцатишаговыми программами. Среди общин, тесно работающих с группами самопомощи, выделим следующие:

- храм "Малое вознесение", гр. Лествица, настоятель о. Василий Строганов;

- храм "Покрова Пресвятой Богородицы" в Красном селе, группа "Покров", настоятель о. Валентин Асмус;

- храм Живоначальной Троицы в Хорошеве, группа "Троица", настоятель еп. Егорьевский Марк;

- храм Рождества Богородицы в Старом Симонове, группа "Шанс";

- Новоспасский монастырь, группа "ТИЛь", наместник Архиепископ Орехово-Зуевский Алексий.

Мы прекрасно понимаем, что группы самопомощи не являются панацеей от всех бед. Мы понимаем, что каждый приход, каждая община, каждый монастырь могут пойти своим путем и предложить алкоголикам и наркоманам свою программу. Безусловно, мы призваны предоставить каждому недугующему человеку возможность обратиться за помощью именно к тем людям и к тем программам, к которым в его сердце пробудилось доверие. На опыте мы знаем, что начать строить может каждый, но Евангелие призывает нас прежде строительства сесть и рассчитать наши силы.

Что же Церковь предлагает зависимым людям? Прежде всего им советуется открыть свои сердца для веры во Христа и начать путь воцерковления. Церковь призывает таких людей в меру сил следовать христианскому образу жизни, призывает начать жить по заповедям Христа. Всем понятно, что этот путь труден и долог. Церковь не имеет задачи спасать человека от жизненных проблем, она спасает от греха и вечной смерти. Вступление на эту стезю и означает воцерковление. Исцеление от недуга - зависимости это нечто иное, чем воцерковление. В жизни человека безусловно эти вещи переплетены как нити в едином рисунке ковра, но при осмыслении недуга зависимости и при построении реабилитационной работы мы должны понятия воцерковление и выздоровление разделять.

Важно также понимать, что факт неупотребления психоактивных веществ (ПАВ) не является свидетельством выздоровления. Человек может не употреблять ПАВ и при этом даже не приступить к выздоровлению, что называется остаться "сухим алкоголиком". Примером последнего служит всякого рода кодирование, "механическое" прекращение употребления ПАВ, как правило, не соотнесенное с выздоровлением человека.

Выздоровление проверяется временем. Необходимо ставить вопрос: сколько лет человек не употребляет ПАВ? Именно так необходимо оценивать КПД той или иной программы. Исходя из этого, хочется заметить, что все разговоры об эффективности молодых программ (действующих 5 - 7 лет) более чем условны, так как они не проверены временем.

 

Вот как об этом говорит игумен Петр (Мещеринов):

"С Божьей помощью на социальном и духовном уровне человек начинает исцеляться. Исцеляться - это именно отставать от зависимости. Можно сказать так. Нельзя от зависимости избавиться сразу и навсегда. Конечно, есть чудеса Божии, но мы говорим о естественном пути выздоровления. Опыт показывает, что зависимость не всегда может уйти, она может быть заменена другой. Механизм групп самопомощи состоит в том, что зависимость алкогольная или химическая заменяется зависимостью общения в среде подобных. То есть, будучи зависимостью с одной стороны, группы самопомощи содержат внутри себя механизм и "выталкивания" человека из этих групп. Это "выталкивание" состоит в том, что человек выздоравливает, духовно возрастает и перестает нуждаться в группах. Как правило, это происходит к двенадцатому шагу.

Наличествует большая путаница в том, чем Церковь должна заниматься. Она занимается нравственной жизнью человека, в церкви содержатся таинства, в которых прощаются грехи, в частности, таинство покаяния. А исцеление напрямую зависит от нравственного труда человека. Создается мнение, что вот я сходил на исповедь, покаялся в грехе, батюшка прочитал разрешительную молитву, и грех отскочил от меня. Грех мне простился в таинстве, но я должен сам позаботиться об исцелении своим трудом. Это учение церкви. Исцеление конечно зависит от Бога, Бог исцеляет, а человек должен подготовиться, принять исцеление". [см. 3]

"Евангелие нас учит единственному принципу, который всегда себя оправдывает - по плодам их узнаете их. Наступает какая-то ремиссия у человека, особенно если он неофитствующий, потом он злополучно возвращается к своей зависимости, и последнее бывает горше первого, потому что этот возврат связан для человека с отчаянием, с тем, что ему думается, что церковные меры не сработали в его случае, или что Бог его не слышит.

Если же подойти действительно правильно, осознать эту комплексность и, исходя из нее, строить работу, то результаты не замедляют себя ждать. Примером такого подхода являются группы самопомощи, например, "Анонимные алкоголики". Мы видим на нашем опыте, что если человек, пройдя эти группы, обращается к Церкви, то это совсем другая ситуация, она качественно иная.

В идеале евангельские ценности должны становиться личными ценностями человека. То есть он призван в соответствии с ними в Церкви строить сам осознанно и свободно свою жизнь. Духовное развитие заключается в том, что христианин с Божьей помощью все более исцеляет свое греховное естество и все больше через отношения с Богом, ближними и миром возрастает в любви и свободе. Но у зависимых людей немного другой путь, хотя направление, конечно, то же.

Человек, приходящий в Церковь, как правило, сталкивается с мнением о том, что духовность - это покаяние, искание в себе греха, смирение, подчинение себя общецерковной внешней дисциплине и тому подобное. Но это к духовности имеет внешнее, косвенное отношение. Духовность начинается, я считаю, с одной важной вещи, а именно - честности перед самим собой. То есть с адекватного видения себя в структуре вообще всех своих отношений - с Богом, с миром, с самим собой. Без этого никакая духовность невозможна.

Если говорить о духовности в контексте именно помощи людям зависимым, то первый шаг - это именно трезвая и четкая самооценка, - когда человек понимает, что он алкоголик. Ему поможет осознание того, что он болен, что им владеет эта зависимость, он с ней справиться не может. Это собственно то, что в двенадцати шаговой программе является первым шагом. Это и есть истинное начало духовности, когда человек, наконец, осознает себя именно в правдивых отношениях с мирозданием и с Богом. Это очень большая проблема, мне кажется, для всех, - увидеть самого себя". [2]

 

О необходимости участия Церкви в деле реабилитации больных алкоголизмом людей и их близких рассуждает Илларион, епископ Венский и Австрийский, справедливо отмечая, что только она способна даровать человеку подлинные ориентиры в жизни:

"Лечить необходимо не только тело, но и душу - без этого невозможно вернуть человека к полноценной жизни. У Церкви для этого есть все необходимое, и главное, двухтысячелетний опыт борьбы со страстями. Церковная молитва является очень сильным средством, помогающим выстоять страждущим этим недугом в борьбе против страсти винопития и наркомании.

Только Церковь может наполнить жизнь человека подлинным содержанием, придать ей непреходящий смысл. Этим устраняется главная причина - пустота, бессмысленность жизни, из-за которой многие люди ищут забвения в вине и наркотиках.

Для родственников и близких этих несчастных людей Церковь становится прибежищем, где они могут поделиться своими скорбями и всегда получить помощь и совет. Молитва, участие в Таинствах придают силы многим христианам нести свой крест.

Алкоголизм и наркомания - это яркое проявление тех недугов, которыми больно наше общество, и в первую очередь недугов духовных. За семьдесят лет, во время которых господствующей была атеистическая идеология, в душах многих людей царил духовный вакуум.

Русская Православная Церковь всегда готова к соработничеству с государственными структурами в данной области и имеет гораздо больше средств для устранения не только последствий наркомании или алкоголизма в российском обществе, но и к врачеванию причин, вызывающих эти тяжкие социальные заболевания" [см. 1].

Руководство Центра приняло решение о сотрудничестве с группами "АА". С одной стороны, мы так или иначе с 1998 года работали с "зависимыми" людьми в некоторых подшефных учреждениях, иеромонах Иона (Займовский) курировал эту работу и в то же время всегда стремился создать при нашем монастыре реабилитационную программу. С другой стороны, множество людей обращается именно в наш монастырь за помощью. Для нас стало очевидно, что необходимо создавать профессиональную реабилитационную программу, частными консультациями тут не обойтись. Данилов монастырь не в состоянии с нуля создать профессиональный реабилитационный центр - это не его задача. Тем более что это нам не под силу ни материально, ни профессионально. Встает вопрос: насколько необходимо "изобретать велосипед", если есть группы самопомощи.

Именно совместные усилия медиков, психологов и священников наилучшим образом способствуют преодолению алкогольной и наркотической зависимостей. Необходима консолидация усилий Церкви и государственных структур, прежде всего медицинских.

В России уже достаточно давно существует комплексный подход к заболеваниям зависимости от психоактивных веществ (ПАВ), меняющих сознание. На основании этого комплексного подхода и была создана методика лечения, использующая мировую практику помощи больным, страдающим зависимостью от ПАВ. Согласно этой методике ставится задача вначале отрезвить человека и в трезвости помочь ему обрести Бога и Церковь, поскольку для того, чтобы услышать и понять Евангелие, человек прежде всего должен быть трезв. Во всем мире этот способ хорошо известен - это 12-шаговая программа, изначально созданная и использованная всемирным Сообществом Анонимных Алкоголиков ("АА").

Для нас совершенно очевидно, что мы как представители Церкви должны, делая именно церковное дело, совместно с профессионалами (наркологами, психотерапевтами, психологами) помогать страдающим людям, при этом умело используя лучшие мировые достижения".

 

3. Основы социальной концепции и группы самопомощи.

Попробуем оценить наше сотрудничество с "АА" в свете десятой главы "Основ социальной концепции" Русской православной Церкви.

"Церковь напоминает, что телесное здоровье не самодостаточно, поскольку является лишь одной из сторон целокупного человеческого бытия. Однако нельзя не признать, что для поддержания здоровья личности и народа весьма важны профилактические мероприятия… " [см. 6]

Именно это положение принципиальным образом связано с общей концепцией нашей деятельности, которой определяется комплексный подход к организации нашей работы. В частности и в вопросах зависимости мы так же стараемся построить комплексную работу совместно с компетентными организациями.

"С пастырским состраданием относясь к жертвам пьянства и наркомании, Церковь предлагает им духовную поддержку в преодолении порока. Не отрицая необходимости медицинской помощи на острых стадиях наркомании, Церковь уделяет особое внимание профилактике и реабилитации, наиболее эффективных при сознательном вовлечении страждущих в евхаристическую и общинную жизнь." [см. 6]

Совершенно очевидно, что такие недуги общества, как алкоголизм, наркомания и другие зависимости - очень сложная общегосударственная проблема, порожденная множеством факторов. Если говорить о наркомании и алкоголизме, то есть два направления решения этой проблемы: контроль за распространением психоактивных веществ (ПАВ) и снижение спроса населения на ПАВ.

Церковь во все времена стремилась выполнять свою специфическую задачу. Прежде всего ее интересовал конкретный человек и его вера в Истинного и Единого Бога. Если на жизненном пути этого человека возникали различные трудности, то в задачу Церкви входила прежде всего духовная оценка жизни этого человека, оценка в свете евангельских ценностей и практическая помощь в осуществлении жизни этого человека как богообщения.

Никогда за свою историю Церковь не стремилась контролировать все сферы жизни человека. Мы видим всегда трезвую оценку своей компетенции и церковное стремление направить нуждающегося человека в обретении помощи к компетентным людям или организациям.

Очевидно, что Церковь не предлагала в качестве нормы врачебной практики путь чудесных исцелений. В Церкви всегда признавалась деятельность врачей, к которым обращались и епископы и священники.

Очевидно, были и комплексные задачи, к решению которых привлекалась Церковь. Например, организация образовательного процесса. По сути своей Церковь призвана содействовать становлению нравственности в процессе обучения жизненным навыкам. При этом обучением ребенка иным областям жизни призваны иные общественные институты.

Таким образом, можно сказать, что для решения комплексных задач возможны два варианта. Первый заключается в построении единой синтетической системы. Второй в построении договорной системы с четким разграничением областей компетенции и ответственности. Примером первой являются православные гимназии, в которых "церковное начало" пронизывает весь учебный процесс. Примером вторых являются государственные или частные школы, в которые приглашаются церковные специалисты для преподавания того или иного предмета. Так же примером может являться церковное образовательное учреждение, прибегающее к помощи светских специалистов.

Если существует та или иная общественная проблема, в решении которой необходимо включение Церкви, то для достижения наиболее высокого коэффициента полезного действия, необходимо осознать область и глубину церковной компетенции, а так же правдиво оценить церковные ресурсы. Немаловажный вопрос, который надо решить, заключается в том, решать ли возникшую общественную проблему Церкви самой по себе, или с общественными (и даже религиозными) институтами или с государством, или со всеми вместе взятыми, и на каких условиях. На практике эти вопросы наиболее сложные. Церковь вплетена в общество и тесно сотрудничает с государством в очень многих областях.

"Попечение о человеческом здоровье - душевном и телесном - искони является заботой Церкви. Однако поддержание физического здоровья в отрыве от здоровья духовного с православной точки зрения не является безусловной ценностью. [см. 6]

"Церковь призывает как пастырей, так и своих чад к христианскому свидетельству среди работников здравоохранения. Деятельность Церкви, направленная на провозглашение слова Божия и преподание благодати Святого Духа страждущим и тем, кто о них заботится, составляет суть душепопечения в сфере здравоохранения. Главное место в нем занимает участие в спасительных Таинствах, создание в лечебных учреждениях молитвенной атмосферы, оказание их пациентам многоразличной благотворительной помощи." [см 6]

И по опыту некоторых общин и на собственном опыте мы убедились, что сотрудничество с "АА" создает очень благоприятные условия для христианского свидетельства больным зависимым людям, стремящимся к выздоровлению. В основе деятельности "АА" лежит лечебная духовно-ориентированная 12-ти шаговая программа, вплотную подводящая человека к церковной жизни. Сама эта программа, очевидно, не заменяет Церковь и не может этого сделать, однако создается плодотворная почва для принятия благовестия Христова. Именно Церковь в рамках сотрудничества с "АА" может дать желающим выздоравливающим людям именно, чего не хватает в "АА", преподать страждущим и тем, кто о них заботится благодать Святого Духа.

"Церковная миссия в медицинской сфере является обязанностью не только священнослужителей, но и православных мирян - работников здравоохранения, призванных создавать все условия для религиозного утешения болящих, которые просят об этом прямо или косвенно. Верующий медик должен понимать, что человек, нуждающийся в помощи, ждет от него не только соответствующего лечения, но и духовной поддержки, особенно когда врач обладает мировоззрением, в котором раскрывается тайна страдания и смерти." [см. 6]

Нам известны многие православные христиане, стремящиеся к исцелению с помощью сообщества "АА". Они несут свое искреннее и жертвенное служение, помогая таким же, как и они, страждущим недугом зависимости. Поскольку "АА" - это лечебная программа, то открытие групп самопомощи при храмах даст возможность людям, доверяющим Церкви войти в эту программу для исцеления. И тогда на деле они смогут осуществить этот церковный призыв. Важно понимать, что для открытия групп ничего, кроме помещения, не надо. Опять же священнослужители смогут окормлять больных людей, не выходя из своего храма.

"Церковь благословляет православным братствам и сестричествам милосердия нести послушание в клиниках и других учреждениях здравоохранения, а также способствует созданию больничных храмов, церковных и монастырских больниц, дабы медицинская помощь на всех этапах лечения и реабилитации сочеталась с пастырским попечением. Церковь призывает мирян оказывать посильную помощь болящим, которая покрывает человеческие страдания милующей любовью и заботой." [см. 6]

Именно этот призыв наиболее просто реализовать. Группу самопомощи надо просто пустить в свои помещения, и священник "даром" получает благодатную атмосферу для проповеди и пастырского попечения о желающих. Естественно, что священник не может нарушать традиции "АА".

"Не отдавая предпочтения какой-либо модели организации медицинской помощи, Церковь считает, что эта помощь должна быть максимально эффективной и доступной всем членам общества, независимо от их материального достатка и социального положения. [см. 6]

Именно этот церковный призыв очень важен для нас. Всем известно, насколько дорогостоящи реабилитационные программы для зависимых людей. Только группы "АА" предоставляют бесплатную возможность проходить курс лечения и реабилитации. По сути, этим программам с точки зрения финансовой - нет альтернативы.

"Признавая возможные благие последствия того факта, что медицина все более становится прогностической и профилактической, а также приветствуя целостное восприятие здоровья и болезни, Церковь предостерегает от попыток абсолютизации любых медицинских теорий, напоминая о важности сохранения духовных приоритетов в человеческой жизни.

Каждый человек должен иметь право и реальную возможность не принимать тех методов воздействия на свой организм, которые противоречат его религиозным убеждениям." [см. 6]

Мы уже говорили, что, стараясь помочь алкоголикам и наркоманам, мы не ограничиваемся сотрудничеством с группами "АА". Мы понимаем, что у любого человека есть право выбрать другую лечебную программу.

Нижеприведенные слова мы напрямую относим к теме зависимости. Ознакомившись с опытом работы групп "АА", мы поняли, что они ни в коей мере не нарушают указанных принципов. Более того 12-ти шаговая программа по сути на этих принципах и построена.

"Церковь рассматривает психические заболевания как одно из проявлений общей греховной поврежденности человеческой природы. Выделяя в личностной структуре духовный, душевный и телесный уровни ее организации, святые отцы различали болезни, развившиеся "от естества", и недуги, вызванные бесовским воздействием либо ставшие следствиями поработивших человека страстей. В соответствии с этим различением представляется одинаково неоправданным как сведение всех психических заболеваний к проявлениям одержимости, что влечет за собой необоснованное совершение чина изгнания злых духов, так и попытка лечения любых духовных расстройств исключительно клиническими методами. В области психотерапии оказывается наиболее плодотворным сочетание пастырской и врачебной помощи душевнобольным при надлежащем разграничении сфер компетенции врача и священника.

Психическое заболевание не умаляет достоинства человека. Церковь свидетельствует, что и душевнобольной является носителем образа Божия, оставаясь нашим собратом, нуждающимся в сострадании и помощи.

Нравственно недопустимы психотерапевтические подходы, основанные на подавлении личности больного и унижении его достоинства. Оккультные методики воздействия на психику, иногда маскирующиеся под научную психотерапию, категорически неприемлемы для Православия. В особых случаях лечение душевнобольных по необходимости требует применения как изоляции, так и иных форм принуждения. Однако при выборе форм медицинского вмешательства следует исходить из принципа наименьшего ограничения свободы пациента". [см. 6]